|
Лекция Максима Кронгауза на книжном фестивале Новая площадь - "Детская классика: связь времен или разрыв? Живой эксперимент"
Максим Кронгауз - Детская классика. Лекция-эксперимент. from premiaprosvetitel.ru on Vimeo.
10 сентября 2011 года на независимой книжной ярмарке «Новая площадь» во внутреннем дворе Политехнического музея состоялась лекция М.А. Кронгауза «Детская классика: связь времен или разрыв? Живой эксперимент». На самом деле, это, конечно, была не лекция, а именно живой эксперимент. Идея состояла в том, что дети и их родители независимо друг от друга иллюстрируют известные стихотворные строчки, уже давно ставшие детской классикой.
И хотя не все запланированное удалось воплотить - сцена оказалась слишком маленькой для расположения 8-ми необходимых для эксперимента мольбертов, с утра моросил дождь, дети мерзли, а плазменная панель для трансляции рисунков не работала - участники не сдавались и работали в сложившихся обстоятельствах. Мольберты поставили рядом со сценой, места за ними заняли семеро детей от 5 до 9 лет, а последний мольберт достался одному из родителей – профессиональному художнику, олицетворяющему контрольную группу взрослых. А дальше лектор-экспериментатор Кронгауз начал читать стихи: Чуковского, Маршака, Михалкова, Барто. Дети с удовольствием рисовали под дождем. За ними внимательно наблюдали взрослые зрители.
Рабочая гипотеза состояла в том, что взрослые и дети видят и понимают детские стихи по-разному. Просто потому, что русский язык со времен Чуковского и Маршака довольно сильно изменился. Эта гипотеза частично подтвердилась, частично же была опровергнута. Дети, действительно, с трудом смогли изобразить промокашку, пишущую машинку, перо. Однако со многими трудными словами они замечательно справились. Объяснение только одно: этим детям родители читали классические детские стихи, показывали иллюстрации к ним и обсуждали, что значат непонятные слова.
Мораль, которую легко вывести из этого эксперимента, такова: читайте детскую классику вместе со своими детьми, именно это поможет сохранить языковые и культурные традиции.