15.10.15, Великий Новгород, Лекция Бориса Ковалева «Литература в коричневых тонах»

  •  15 октября 2015 в Великом Новгороде состоялась лекция историка Бориса Ковалева «Литература в коричневых тонах».

  • Новгородское областное телевидение о лекции Бориса Ковалева «Литература в коричневых тонах»:

    Борис Ковалев – ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН, профессор Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, член Союза журналистов России, доктор исторических наук, финалист премии «Просветитель»-2012 за книгу «Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации». Свыше 25 лет изучает тему нацистской оккупации, в особенности его интересует жизнь и судьба простого человека в экстремальных условиях.

    О лекции:
    На свою сторону нацисты пытались привлечь не только живых. Ставка в пропагандистской войне делалась и на классиков русской литературы: Пушкина, Достоевского и других. С начала войны оккупанты провозгласили себя спасителями русской культуры. Основной целью, стоящей перед ними, они называли очищение её от скверны коммунизма, большевизма, иудаизма и космополитизма.

    В своей пропагандистской работе оккупанты делали все, чтобы привлечь на свою сторону как можно больше представителей различных творческих профессий. Нацистская пропаганда требовала, чтобы русские литераторы полностью пересмотрели те художественные позиции, которые «были насильно введены большевиками».

    В 1942 году начинается выпуск специальных литературно-художественных журналов. В Берлине находилась редакция журнала «Мир» (ежемесячный журнал по вопросам политики, хозяйства и культуры, издавался с ноября 1942 года). В Пскове выходил «Вольный пахарь» (ежеквартальный журнал по вопросам политики и «цивилизованного землепользования»). Еще большее количество периодических изданий было анонсировано на страницах коллаборационистской прессы. Своеобразной литературной столицей оккупированной территории России стал Смоленск.

    Практически все лица, сотрудничавшие с нацистами, оказавшись на Западе, скрыли этот период в своей жизни.Каким образом нацисты и их пособники пытались внушить населению новые представления о литературе, какие механизмы применялись и чем завершился этот опыт вы сможете узнать из лекции.