Премия «Просветитель» и Политех запускают новый цикл научно-популярных лекций в КЦ «ЗИЛ»

  • 01.02.2016

  •   

    В феврале стартует новый цикл научно-популярных лекций премии «Просветитель» совместно с Политехническим музеем. В течение трех месяцев в одно и то же время (в 19:30) в Культурном Центре «ЗИЛ» будут проходить лекции, посвященные детской поэзии, истории, эволюции и астрономии. Лекторы – авторы книг, ставшие финалистами и лауреатами премии сезона 2015. На лекциях можно будет приобрести книги с автографом автора. Вход на лекции свободный.

    9 февраля      

    Лекция Михаила Яснова «Путешествие в Чудетство»

    Михаил Яснов – поэт, переводчик, детский писатель, финалист премии «Просветитель»-2015 за книгу «Путешествие в Чудетство».

    Лекция-диалог о детской поэзии, чтении и поэтическом воспитании. Яснов расскажет о развитии детской поэзии: ее истории и новых именах, об устройстве детской поэтической книги и издательской политике в этой области. На лекции будут подняты важные вопросы о детском поэтическом воспитании. Как привить маленькому ребенку любовь к чтению и к поэзии? Чему учит детская литература? Бывают ли у не читающих родителей читающие дети? И что же в итоге победит – компьютер или книга?

    16 февраля      

    Лекция Александра Соколова «Мегалиты и рептилоиды. Лженаука в области древнейшей истории»

    Александр Соколов – научный журналист, создатель и редактор научно-просветительского портала Антропогенез.ру, финалист премии «Просветитель»-2015 за книгу «Мифы об эволюции человека».

    Чума XXI века – мнение, основанное на телевизоре и интернете. В фильме сказали, что древние индийцы обладали ядерным оружием... В телепередаче какой-то академик утверждал, что теория Дарвина давно опровергнута. Выросло поколение людей, не представляющих, как работает наука, и просто выбирающих чему или кому верить, разглядывая цветастые картинки в блогах. Поколение, для которого история из школьного учебника – это скучно. Кто построил пирамиды – атланты или марсиане? Разъезжали ли наши предки верхом на динозаврах? Где находится прародина человечества – внутри Земли или на Северном полюсе? Можно ли что-то сделать с разгулом исторической псевдонауки? Александр Соколов даст ответы на эти и многие другие вопросы.

    1 марта            

    Лекция Юлии Кантор «Дело военных 1937г.: был ли «немецкий след»?»

    Юлия Кантор – д.и.н, начальник Историко-информационной службы Государственного Эрмитажа, финалист премии «Просветитель»-2015 за книгу «Заклятая дружба. Секретное сотрудничество СССР и Германии 20-30-х годов».

    Одной из самых трагических тем периода сталинизма является «Дело о военно-фашистском заговоре в РККА», жертвами которого в 1937 году стали высшие руководители Красной армии, а вслед за ними еще тысячи военнослужащих. Что стало истинной причиной масштабного политического процесса над участниками советско-германского секретного сотрудничества? Был ли Сталин «заказчиком» репрессий в армии? Были ли документы, дискредитирующие командный состав РККА, заброшены в Москву из Берлина? Наконец, был ли на самом деле заговор в РККА, и как Гитлер и Геббельс отреагировали на расстрельные залпы в Москве? Лекция основана на уникальных документах из ЦА ФСБ России, РГАСПИ, РГВА, Военного архива ФРГ, Архива Внешней Политики РФ, архива внешней политики ФРГ и др.

    15 марта            

    Лекция Александра Маркова  «Переходные формы»

    Александр Марков – д.б.н., ведущий научный сотрудник Палеонтологического института РАН, зав. кафедрой биологической эволюции Биологического факультета МГУ, финалист премии «Просветитель»-2015 за книгу «Эволюция. Классические идеи в свете новых открытий».

    В ходе эволюции виды живых существ постепенно меняются, подразделяются (дивергируют) и осваивают новые ниши, давая начало новым группам организмов. Земная жизнь имеет единое происхождение, и поэтому у любых двух групп современных живых существ когда-то существовал общий предок, который сочетал в себе какие-то признаки своих потомков. Потомки медленно изменялись, постепенно накапливая отличия друг от друга. Казалось бы, если теория эволюции верна, природа должна быть переполнена всевозможными плавными переходами. Но в действительности биологическое разнообразие довольно дискретно, да и в ископаемой летописи частота встречаемости форм, которые с первого взгляда можно уверенно назвать «промежуточными», не так уж велика. Лекторы рассмотрят примеры недавно открытых переходных форм и хорошо изученных случаев постепенных эволюционных преобразований и попробуют разобраться вместе со всеми, во-первых, почему реальные переходные формы не всегда выглядят так, как ожидалось, во-вторых – как сочетается плавная и постепенная эволюция с видимой дискретностью биоразнообразия.

    22 марта

    Лекция Владимира Сурдина «Второе восхождение к Луне»

    Владимир Сурдин – астроном, старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга, доцент физического факультета МГУ, финалист премии «Просветитель»-2015.

    В начале 1970-х, когда астронавты совершили первые экспедиции к Луне, закончилась героическая эпоха пилотируемой космонавтики. С тех пор люди не удалялись от земной поверхности более чем на несколько сотен километров. Какова перспектива пилотируемых экспедиций в далекий космос? Вернутся ли люди на Луну? Для чего человечеству нужна Луна? Каких открытий можно ожидать от новых экспедиций? Точно ответить на эти вопросы сегодня не сможет никто. Но обсудить их на лекции будет очень интересно и полезно.

    29 марта

    Лекция Алексея Юрчака «Это было навсегда, пока не кончилось»

    Алексей Юрчак – антрополог, профессор Калифорнийского университета в Беркли (США), лауреат премии «Просветитель»-2015 за книгу «Это было навсегда, пока не кончилось».

    Для советских людей обвал социалистической системы стал одновременно абсолютной неожиданностью и чем-то вполне закономерным. Как, когда и почему возник этот необычный парадокс? Почему, несмотря на то, что большинство людей воспринимало советскую систему как вечную и неизменную, они в принципе были всегда готовы к ее распаду? Проанализированный в перспективе этого парадокса образ позднего социализма, в корне отличается от привычных стереотипов описания советской реальности, основанных на простых противопоставлениях: официальная / неофициальная культура, тоталитарный язык / свободный язык, политическое подавление / гражданское сопротивление, публичная ложь / скрытая правда. На лекции некоторые элементы анализа позднего социализма будут обсуждаться шире и полнее, чем описано в книге.

    5 апреля

    Лекция Николая Андреева «Математическая составляющая»

    Николай Андреев – заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института им. В.А. Стеклова РАН, лауреат премии «Просветитель»-2015 за книгу «Математическая составляющая».

    В интерактивной лекции будет обсуждаться математическая «составляющая» как крупнейших достижений цивилизации, так и математическая «начинка» привычных, каждодневных вещей.
    Полное описание лекции появится ближе к дате ее проведения на официальном сайте премии «Просветитель» www.premiaprosvetitel.ru

    12 апреля

    Лекция Олега Хлевнюка «Сталин. Что мы знаем сегодня?»

    Олег Хлевнюк – д.и.н., ведущий научный сотрудник Центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий, профессор Школы исторических наук Научно-исследовательского университета Высшая школа экономики, главный специалист Государственного архива Российской Федерации, лауреат премии «Просветитель»-2015 в специальной номинации «Биографии».

    Широко представленная на книжном рынке литература о Сталине и сталинском периоде в основном игнорирует результаты научных исследований. Это, несомненно, отрицательно воздействует на формирование массовой исторической культуры. Почему так происходит? Что знают сегодня историки о Сталине и чего пока не знают? Каковы перспективы новых поисков? Об этом пойдет речь на лекции автора новой биографии Сталина, отмеченной премией «Просветитель».

    21 апреля

    Лекция Евгения Анисимова «Образы имперской истории в русской живописи»

    Евгений Анисимов — д.и.н., научный руководитель Департамента истории «НИУ ВШЭ» в СПб, профессор исторического факультета Европейского университета в СПб, главный научный сотрудник СПб-го Института истории РАН, финалист премии «Просветитель»-2015 за книгу «Императорская Россия».

    Несомненно, история невозможна без визуального образа, он во много раз сильнее вербального. Так уж получается, что образ Наташи Ростовой, созданный в нашем сознании при чтении «Войны и мира» Л.Н.Толстого, наверняка беднее образа, созданного Л.Савельевой в фильме С.Ф.Бондарчука «Война и мир». Образы исторических деятелей прошлого в массовом сознании созданы в определенную историческую эпоху, они почти всегда несут на себе идеологическую нагрузку этой эпохи и невольно переносятся на позднейшие времена. В самом деле, откройте Интернет и посмотрите, как выглядит Александр Невский в живописи и скульптуре последних пятидесяти лет. Это же везде памятник не Александру Невскому (как он выглядел, никто не знает), а… великому русскому актеру Николаю Черкасову из фильма «Александр Невский» 1939 года: богатырь в шеломе, статный и могучий. Или кто может представить себе Чапаева без бурки – ведь в таком неудобном для кавалерийской атаки наряде, он «вскочил» на десятки пьедесталов по всей стране прямо из фильма псевдо-братьев Васильевых «Чапаев». А как представляется людям образ Петра Великого? Могучий, плотный круглолицый мужчина в цвете лет. Между тем, известно, что в таком виде образ Петра был «запущен» в свет картиной Н.Н.Ге «Петр Великий допрашивает царевича Алексея» (1871 г.), которому для портрета Петра позировала его собственная жена. Из картины Ге «плотный» Петр попал в скульптуру М.Антокольского (памятник тиражирован во множестве копий), а потом шагнул в кино («Петр Первый», 1940 г.) и оттуда прочно вошел в сознание миллионов, хотя (если судить по «восковой персоне», созданной К.Б.Растрелли сразу после смерти царя), государь был худ и нескладен и более достоверно его изобразили на своей картине В.Серов и на своем памятнике (несколько утрированно) М.Шемякин. Однако образ «худого» Петра кажется многим людям неприемлемым, недостоверным – так сильны в сознании изобразительные стереотипы. Если визуальные образы художественного произведения «вольны» быть такими, как их задумал автор, режиссер или актер, то с образами истории надлежит быть иначе. Они должны создаваться на основе научных критериев, подвергаться очищению от мифов и стереотипов, хотя это непросто и стремление опровергнуть устоявшийся исторический образ может увести в другую сторону, что порой делается для эпатажа, ради раскрытия пресловутых «тайн»».


    ____________________________________________________________________________________________

    Премия «Просветитель» за лучшую научно-популярную книгу на русском языке была учреждена Дмитрием Зиминым и Фондом некоммерческих программ «Династия» в 2008 году.
    Цель Премии – привлечь внимание читателей к просветительскому жанру, поощрить авторов и создать предпосылки для расширения рынка просветительской литературы в России.
    Подробнее о Премии «Просветитель» можно узнать на сайте: www.premiaprosvetitel.ru

    Фонд Дмитрия Зимина «Династия» внесен Министерством юстиции РФ в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».


» к списку новостей